На соревнованиях нередко встречаются ситуации, когда участники не могут выполнить задание из-за косяков организаторов. Ниже мы рассмотрим, как следует себя вести, если это случилось с вами.
Как быть участникам в ситуации, когда в раздаточном материале присутствуют косяки со стороны организаторов? Ну, участники должны быть всегда готовы к этому. И должны понимать, что физическое отсутствие КП там, где он должен находиться – это еще не повод для паники. Ну, нет КП, значит, он есть где-то в другом месте! Ничего страшного, бывает. Все в равных условиях – если КП точно нет, то его никто и не возьмет. Просто едем дальше, сделав соответствующую отметку в раздатке. Если КП расчетный, тут, конечно, сложнее. Можно забить, а можно попробовать другие варианты. Опять же, лидеры наверняка будут стремиться найти данный КП во что бы то ни стало. Поэтому тут уже каждый экипаж будет решать сам – либо финишировать без «потерянного» КП в надежде, что остальные поступят так же, либо попытаться пованговать, как оно на самом деле должно было быть. Но, если с ясновидением у вас не очень, результат не гарантирован. В любом случае, по приезде на финиш можно высказать оргам в лицо все, что вы думаете по этому поводу!
Хуже, если КП был в начале гонки, а потом испарился. Карту сорвали местные, дерево спилили бобры, станция электронной отметки перестала работать – вариантов может быть много. Тут уже без фотофиксации предполагаемого места КП (или неработающей станции) не обойтись. И орги обязаны будут (если иного не прописано в регламенте) вам такой КП зачесть. Если, конечно, вы не «ошиблись адресом», а КП спокойно себе висел на другом дереве.
Что делать организаторам, если в процессе гонки выявился косяк (-и) в задании? Организаторы тоже люди и, конечно же, иногда могут ошибаться. Для максимального исключения таких ошибок орги могут нанять нулевой экипаж, который за некоторое время до соревнования пройдет всё задание и укажет на выявленные ошибки. Это, конечно, идеальный вариант, поэтому никто им не пользуется 🙂
Организаторы тоже люди, к тому же, они собрали с участников стартовые взносы, которые так не хочется возвращать… Поэтому организаторы могут уйти в несознанку, умно молчать, или просто сказать недовольным участникам – «так и было задумано!» Типа, все догадались, а ты – лох! И вообще – «не нравится, вас никто не держит!» (цитата не точная, лень смотреть у Кролика) Такое поведение, конечно, не будет красить организаторов, есть даже риск, что часть участников на них обидятся, разведут срач в интернетах и больше никогда в жизни к ним не приедут. Но, как известно, скандал – это отличная реклама, на место выбывших подтянутся другие, поэтому организаторы могут быть спокойны за свое недостойное поведение и продолжать косячить.
Гораздо сложнее организаторам сказать участникам – да, виноваты, будем исправляться! И еще сложнее потом от слов перейти к делу и в следующий раз не наступать на те же грабли. Но нужно стараться! Нужно работать над собой! Ну, и можно вернуть деньги всем, кому не понравилось.
А теперь один маленький серьезный абзац для организаторов. Как подстраховаться на случай пропажи или поломки КП в процессе соревнования. Дублируйте способы фиксации точек! Ставьте в машины участников свои трек-логгеры. Замечательно, конечно, переложить всю ответственность за фиксацию КП на участников, но нужно же дать им шанс! Если у вас на КП висит станция SFR (а они дюже глючные, хотя, вроде, большиство багов пофиксили), пропишите в регламенте, что кроме отметки чипом участникам нужно еще сфотографировать саму станцию. Тогда при отказе станции или чипа можно будет (при соответствующей квалификации кого-то из организаторов) взломать программу автоматического подсчета очков и ручками что-то там в ней поправить. Конечно же, следует учитывать, что исправление косяков для одного экипажа – примерно 10 минут. Поэтому в случае с данным типом станций может возникнуть ситуация, когда награждение отложится на час-полтора по техническим причинам. Мы, правда, всегда укладывались, но у нас был Пятый! Вообще, при определенной сноровке (которая достигается при проведении 10-и и более однотипных соревнований) бывает достаточно посмотреть в лист контрольной отметки участника (куда он должен записывать все КП по порядку их взятия), чтобы понять, как он ехал, и что он при этом думал. Конечно, если точек 100500, этот метод не работает (вспомнить бы, как вообще эти КП в таком количестве выглядят!), ну так надо себя ограничивать и не делать более 20-30 точек для каждого зачета. Пусть лучше участники будут бороться между собой по времени, взяв все КП, нежели каждый из них под закрытие финиша привезет свой «букет» из 50-80% точек. В общем, участника нужно любить, но при этом стараться следовать принципу «организатор всегда прав». Вот такое вот единство противоположностей! Удачи на дорогах! 🙂