Игра с картами «Дезо и карты» — разбор полётов от организаторов

          Подготовка в духе «ночи последней гайки» дала о себе знать. Первая же опечатка ждала участников на втором шаге легенды – 1.55м вместо 155. Говорят, многие потерялись. Дальше – больше, КП-1 не билось на 80 метров! Хотя, в обоих случаях достаточно было взять за основу левый столбец с общим расстоянием от начала легенды. И самый главный сюрприз ожидал тех, кто дошел до комбинации 7-7-7 – 10-ка Треф рассчитывалась не от 6-ки Пик, а от 6-ки Бубей. В порыве сделать задание визуально красивым в три часа ночи случайно набрал ALT+6 вместо ALT+4… Один экипаж все-таки пошел на принцип и перебрал все возможные варианты – как результат 10+Туз! Остальные были не столь упорны, но многие теперь знают, что под железной дорогой есть проезд. Как говорится, нет худа без добра! Да, каюсь, косяки выплыли и из-за отсутствия в этот раз традиционного нулевого экипажа (не смогли поехать), и из-за того, что задание переделывалось в последнюю ночь. Но в итоге, все экипажи были в равных условиях, а для некоторых наши косяки стали хорошей школой. В следующий раз мы накосячим в чем-нибудь другом, но наши нынешние оплошности будут для них легко преодолимы.                     Вообще, сложность постановки расчетного задания именно в том, что нужно всё время помнить – участник не знает всего и не видит полной картины. Чуть ошибешься, и для расчета очередного КП участникам будет просто не хватать данных. Поэтому, с одной стороны, задания должны постепенно усложняться, а с другой – должны оставаться достаточно простыми, чтобы организатор в конечном итоге сам себя не перехитрил. Как раз в ночь с пятницы на субботу всплыла пара таких «моментов», которые, по сути, превращали гонку в лотерею. Пришлось переделывать практически всё задание.

          В этот раз мы намеренно серьёзно усложнили задачу организаторов – рассчитать и повесить на местности 15-20-25 КП отнюдь не то же самое, что нарисовать при этом карту и придумать легенду. Для чего нам это было нужно? Да просто нам надоело свободное GPS-ориентирование в чистом виде, и мы устали объяснять «тупым трофистам», что у нас другое ориентирование, что как раз у нас и есть настоящее ориентирование, и поэтому нам по барабану, какие у них колеса, сколько лебедок, и вообще, эвакуация не предусмотрена! К сожалению, в настоящий момент основная масса внедорожных соревнований – это GPS-ориентирования со свободным порядком взятия КП. Организатор просто (зачастую от фонаря) рисует на деревьях 50-100 цифр, которые потом штурмуются участниками в поисках правильного ракурса «рука-рука». Поэтому обычные, спортивные ориентирования, где периодически требуется рассчитать местонахождение очередного КП, теряются среди этого многообразия, а участники порой оказываются запутанными и либо удивляются – где говны, либо, наоборот, в шоке от трассы.
Опять же, пару лет назад оказалось, что на обычное (не-трофи) ориентирование участники все чаще приезжают с андроидными и айосными планшетами, а старый добрый Ози на защищенном НН3 или Панасонике уже музейная редкость. И большинство программ под мобильные устройства не дают тех возможностей, которые по умолчанию присутствуют в Ози. Хотя сейчас уже есть варианты под обе мобильные платформы, но в них для совершения простых операций по навигации приходится устраивать пляски с бубнами. Простые, на первый взгляд, расчеты превращаются для владельцев неправильных планшетов в довольно сложный квест.
В общем, мы решили, что у участника должен быть шанс проехать хотя бы часть трассы без «навигации на точку». План был таков – есть легенда, проехав которую участники получают 21 из 6 карт. Кому-то этого уже будет с избытком, и он отвалится в сторону финиша. Этим «кем-то» должны были стать большая часть участников зачета «Новички». Либо они могли ломануться сразу же на карту, но тут уже без расчетов им светило только 20 очков максимум. В любом случае, мы были бы удивлены, если бы участники этого зачета продвинусь дальше 21 из 4 карт. Хотя, нет – мы ожидали, что самые продвинутые новички привезут 6-7-8, но сбыться нашим надеждам было в этот раз не суждено. Легенда была достаточно простой – в первой ее части после КП-2 участников практически один за другим поджидали два тупика, причем, если первый представлял из себя круг почета вокруг одинокой сосны, то на втором многие подвисли, ибо дорога внезапно обрывалась густой лесопосадкой, за которой метрах в 10-и уже было озеро. Захочешь проехать – не проедешь! Участникам следовало просто сдать 10 метров назад, развернуться (слева как раз была отличная площадка) и ехать себе дальше. У КП-3 (который был сразу за мостиком из шпал) никто не купился на наш легкий трофический кусок – все экипажи, которые сумели добраться до этого КП, пробежали этот кусок ногами. Больше ничего занимательного мы не предлагали, в три часа ночи очень хотелось спать. Ничего, отыграемся в следующий раз, держитесь!
Карту рисовал Главный – он в этом спец, по его картам путешествуют многие великие путешественники современности. Ориентирование по карте не должно было вызвать затруднения у участников, разве что нужно было не забывать отмечать координаты найденных КП в своем GPS-приемнике для дальнейших расчетов. Сама карта построений особо не предполагала – их планировалось переложить на GPS. Соответственно, были традиционные для нас построения окружностей, азимуты и расстояния между точками. В Ози есть 2 варианта замерить расстояние между точками – есть меню расстояний (ALT+D) для всех точек (на рис. слева) и есть окно измерения расстояний между конкретными участками карты (на рис. справа).

Waypoin meters
2 варианта измерения расстояний в Ози

Когда точек много, а расстояний нужно 2-3-5, я предпочитаю использовать второй вариант. Однако, если вам нужно будет определить еще и азимуты, лучше воспользоваться первым вариантом.
Также в этот раз несколько расчетных КП образовывали «Парад планет» с другими КП. Причем в случае с 7-кой Пик было достаточно очевидно, что из трех вариантов ее нахождения предпочтение стоит отдать точке на перекрестке (нежели точкам в буреломе и в болоте).

Line instrument
Пример использования инструмента «Линия»

А для 7-ки Треф был «проверочный» вариант справа от 5-ки и 6-ки – на карте в этом месте не было никаких дорог, поэтому, на мой взгляд, это был не вариант, но для самых упорных (благо ложное КП строилось всего в 400 метрах от 6-ки) я не поленился и повесил абсолютно левую 9-ку черных червей. Да-да, это не опечатка – на трассе была парочка карт с инвертированными мастями. Один экипаж тест на внимательность не прошел 🙂

9 hearts black color
Как вам черные червы?

С 7-кой Бубей я перемудрил, потому что в изначальном варианте задания была фраза о том, что она на Север от 6-ки. Но потом я почему-то в 3 часа ночи решил, что это слишком просто… В итоге, поскольку Королей был полный набор, у участников получалось аж 6 вариантов! Конечно, можно было предположить, что, скорее всего, речь о двух ближайших к воображаемой прямой картах. Тем более, что после взятия двух других 7-к этот вариант оставался единственно возможным. Но эти же две 7-ки уже открывали нам 10-ку, делая взятие третьей 7-ки необязательным. И если бы не досадная опечатка с мастью 6-ки – так оно и было бы. Дальнейшую стратегию писать неинтересно – 10-ку и Туза взял всего один экипаж. Но все желающие из числа участников Игры могут попробовать рассчитать правильное местонахождение  КП 16 и 17 в свете последних открытий, а ответ прислать мне на почту.

          В любом случае, я склонен считать, что формат был выбран правильный. Да, для нас он более сложный, но при этом более интересный и дающий больший простор для творчества. И на ближайшем лайтовом Дезо мы обязательно продолжим тему легенд и карт. Поэтому, еще раз спасибо всем, кто приехал на Игру, и следите за новостями!

Добавить комментарий